Железнодорожное строительство

В настоящее время при сооружении и ремонте земляного полотна, реконструкции верхнего строения пути широко применяются геосинтетические материалы, которые способны армировать грунт, т. е. выдерживать растягивающие усилия. Геосинтетические материалы (геосинтетики, геоматериалы) - это материалы, используемые в контакте с грунтом или другими строительными материалами, в которых как минимум одна из составляющих частей изготовлена из полимеров.

Основное достоинство геоматериалов - способность эффективно улучшать в заданном направлении свойства грунтов земляного полотна, создавая условия для его надежной и стабильной работы. Кроме того, усиление земляного полотна с использованием геоматериалов достаточно легко вписывается в современные технологические процессы ремонта пути. Несмотря на достаточно высокую стоимость геосинтетических материалов, область их применения очень велика (таблица). Это дорожное, гидротехническое, природоохранное, подземное строительство. Как правило, геоматериалы применяются в тех случаях, когда их использование оправдано экономически или другие решения найти невозможно.    

Армирование слабых проселочных грунтов основания земляного полотна выполняется плоскими георешетками или геосетками в сочетании с геотекстилем. При этом на поверхность болота отсыпается слой песчаной подготовки толщиной 0,3 м, затем в качестве разделительного слоя и капилляропрерывателя укладывается слой геотекстиля, сверху - георешетка как армирующий слой, и затем грунты земляного полотна. Причем и геотекстиль, и георешетка укладываются поперек оси земляного полотна и заводятся не менее чем на 1-2 м в обе стороны от подошвы откосов насыпи, а грунты земляного полотна должны быть подобраны по гранулометрическому составу так, чтобы куски породы заклинивались в ячейках георешетки и создавалась гибкая армогрунтовая плита. Применение данной технологии позволяет не менее чем в 2-3 раза снизить стоимость сооружения земляного полотна по сравнению с традиционной технологией - выторфовкой грунтов основания.



Геотекстиль и георешетки могут также применяться для армирования относов земляного полотна и контрбанкетов. Геоматериалы укладываются несколькими слоями, чередуясь с грунтами земляного полотна в виде своеобразного «сэндвича». При такой технологии работ можно отсыпать откосы повышенной крутизны вплоть до вертикальных. При усилении откосов земляного полотна вблизи водопропускных труб за счет отсыпки контрбанкетов армирование их откосов геоматериалами позволяет избежать удлинения труб. На подходах к железнодорожным мостам с безбалластным мостовым полотном необходимо обеспечить плавное изменение жесткости пути при переходе с достаточно упругого земляного полотна на неупругое пролетное строение. Это изменение обеспечивается конструкциями переменной жесткости, которые устраиваются за счет армирования георешетками тела земляного полотна. В большинстве случаев такая конструкция дает снижение уровня динамического воздействия от подвижного состава на подходах к мостам, а следовательно, и снижение просадок и расстройств пути.

Геотекстили и георешетки применяются также для армирования основной площадки и балластного слоя. В условиях роста скорости движения поездов увеличиваются вибродинамические нагрузки, что вызывает накопление остаточных деформаций в балластном слое и на основной площадке. Особенно актуальна эта проблема на участках увлажненных глинистых грунтов. Применение геоматериалов, безусловно, позволит снизить деформативность слабых грунтов земляного полотна.
Яндекс.Метрика